Ума моего ты боялся зря - не так я страшно умна (с)
"Почему неважно то, что второй сезон "Downton Abbey" был таким посредственным?"
читать дальшеВчера "Downton Abbey" завершил свой неровный второй сезон почти идеальной последней серией. Все промахи второго сезона - от обожженного, страдающего амнезией возможно канадского возможно наследника до невероятного выздоровления Мэтью, до бесконечно повторяющихся сюжетных ходов (сколько раз Сибил и Брэнсон могут встречаться в гараже, чтобы поговорить о своем будущем?) - все прощено, потому что вдовствующая графиня выдала свою реплику; Кора и лорд Грэнтем наконец-то нормально поговорили; и, главное, Мэри и Мэтью наконец-то обручились, свершив волю Бога и людей. К несчастью, это означает, что нас ожидает великая засуха. Пройдут месяцы, если не целый год, прежде чем мы увидим третий сезон и всеми предвкушаемую схватку Ширли Маклейн и Мэгги Смит. И теперь настало время задать себе большие, важные вопросы по поводу Даунтона. И вот мой вопрос: почему никого - включая меня - не волнует то безобразие, которое было во втором сезоне? Местами он был дико непоследовательным, постоянно раздражающим, мелодраматичным до неприличия, и, кажется, был создан кем-то, кому нужно три минуты, чтобы сосчитать до четырех, и четыре секунды, чтобы досчитать до миллиона. И все же, это почти не оказало влияния на то, каким это было милым, приятным и чудесным. Как это возможно? Как может не иметь значения то, что он был таким средним? Вот моя теория: дело не в том, чем Даунтон похож на другие, великие, знаменитые, хорошо сделанные и расхваленные критикой сериалы, дело в том, чем он от них отличается.
Давайте начнем с самого очевидного недостатка сезона, с мелодрамы. Странные повороты сюжета всегда были в Даунтоне - в конце концов, в первом сезоне сногсшибательный турок умер в постели девственницы. Но инцидент с Памуком, при всей его дикости, был вплетен в ткань повествования - ни у какого события не было более далеко идущих последствий - в то время как большинство абсурдных сюжетных линий второго сезона были подняты и отброшены, как грязная рубашка в неубранной комнате, когда вы ищете чистую. Так случилось со слепым самоубийцей Томаса, коротким романом Эдит с женатым фермером (по которому было плохо понятно, женат ли он), с вышеупомянутым наследником с амнезией, и с магически испарившимся параличом Мэтью. У других сериалов бывают и более безумные сюжеты - если вы запишете сюжет "Breaking Bad", то все вышеперечисленное покажется вам вполне разумным - но никто не обращается с сюжетными линиями так небрежно, не бросает их в воду, чтобы проверить, выплывут ли они, или, скорее, не бросает их в воду, когда они уже утонули.
В наш век одержимости связным повествованием, Джулиан Феллоуз, создатель и сценарист Даунтона, кажется, регулярно пишет сюжетные арки, которые ему почти сразу же надоедают, но вместо того, чтобы их удалить, он их снимает. Женатый фермер, с которым целовалась Эдит, был скучным: один эпизод, и прощай, фермер. Мэтью, конечно, не мог остаться парализованным, но вместо того, чтобы излечить этот паралич как-нибудь реалистично, Феллоуз просто обозвал его "шоком". С одной стороны, это неряшливо. С другой - как это освежает! Разве не прекрасно, что нам не нужно устраивать кампанию в интернете и объяснять мистеру Феллоузу, что эта фигня с забинтованным канадцем губит сериал, - потому что он догадался об этом раньше нас? Более того, легкость, с которой эти сюжетные линии принимались и отбрасывались, также научила нас тому, как следует смотреть сериал. Да, эти повороты сюжета нас раздражали, но если для самого сериала они не имели значения, то нам-то что беспокоиться?
И тут стоит отметить, что, в том время как Даунтон продолжает почтенную традицию Джейн Остин - Айвори Мерчант, он также многим обязан Ист Энду. Британцы, в отличие от американцев, все еще любят и смотрят мыльные оперы, и не только те, что затянуты в корсет. У Даунтона могут быть все маркеры качественного телевидения и величественной Британии - декорации, костюмы, диалог, безупречное произношение и все эти душераздирающие акценты, - но он родом из страны, где аудитория все еще любит мыльные оперы и простое удовольствие узнавать, что будет дальше, даже если дальше - сплошная нелепица.
Главная сила Даунтона - на этом мыльном, "что-будет-дальше", "а-как-же-Мэри" уровне. Нам, американцам, для которых мыльные оперы теперь разыгрывают "реальные" люди, возможно, нужны были костюмы и акценты, чтобы преодолеть изначальное недоверие к форме, но у Даунтона в избытке и того, и другого. Даунтон - это шикарная, полу-историческая, парадная фантазия о симбиозе британских классов, и это тот самый троянский конь, в котором можно протащить в Америку грандиозное мыло, где богатые девушки сбегают с коммунистами, Мэри достается Мэтью, а бабушка всегда точно знает, что сказать.
И, к слову о бабушках, оглянитесь вокруг Даунтона. Есть кое-что, чего вы никогда там не увидите, и не только потому, что вдовствующая графиня этого не одобряет: антигерои. Их нет. Да, в Даунтоне есть люди с недостатками, но если Мэри Кроули - антигерой, то тогда и Элизабет Беннетт тоже. Томас и О'Брайен иногда могут быть милыми, но они злодеи старой школы. Не так давно. Мэтью Кроули стоили бы гривенник за пучок, но этот тип теперь не так часто появляется в сериалах, которые мы принимаем всерьез, и видеть его приятно. В Даунтоне нет мафиози-социопатов, которых мы любим неизвестно за что, или лживых и неверных красавцев, к которым нас так влечет, или обаятельных, но смертельно опасных торговцев наркотиками, или психованных учителей химии, или любых других "в чем-то хороших, но, пожалуй, ужасных" людей с кошмарными психологическими проблемами. Это история о милых людях с милыми недостатками, которые стараются делать как лучше. Это вселенная, в которой главный злодей - это бедная, недолюбленная Эдит. И, честно говоря, приятно - и очень освежает, - болеть за такое количество приличных людей. Дон Дрейпер и Стрингер Белл, вы люди, и ничто человеческое вам не чуждо, но если бы вы оказались в инвалидном кресле со сломанным пенисом, мы бы знали, что так вам и надо.
Даунтон - это не противоядие от дня сегодняшнего: джинсов и отвратительных манер, классовой борьбы и безработицы, неприкрытых амбиций и страха, что жизнь никогда не будет простой и понятной, а наше место в ней - ясным и определенным. Это противоядие от долгого и утомительного рабочего дня. Возвращайся скорее.
читать дальшеВчера "Downton Abbey" завершил свой неровный второй сезон почти идеальной последней серией. Все промахи второго сезона - от обожженного, страдающего амнезией возможно канадского возможно наследника до невероятного выздоровления Мэтью, до бесконечно повторяющихся сюжетных ходов (сколько раз Сибил и Брэнсон могут встречаться в гараже, чтобы поговорить о своем будущем?) - все прощено, потому что вдовствующая графиня выдала свою реплику; Кора и лорд Грэнтем наконец-то нормально поговорили; и, главное, Мэри и Мэтью наконец-то обручились, свершив волю Бога и людей. К несчастью, это означает, что нас ожидает великая засуха. Пройдут месяцы, если не целый год, прежде чем мы увидим третий сезон и всеми предвкушаемую схватку Ширли Маклейн и Мэгги Смит. И теперь настало время задать себе большие, важные вопросы по поводу Даунтона. И вот мой вопрос: почему никого - включая меня - не волнует то безобразие, которое было во втором сезоне? Местами он был дико непоследовательным, постоянно раздражающим, мелодраматичным до неприличия, и, кажется, был создан кем-то, кому нужно три минуты, чтобы сосчитать до четырех, и четыре секунды, чтобы досчитать до миллиона. И все же, это почти не оказало влияния на то, каким это было милым, приятным и чудесным. Как это возможно? Как может не иметь значения то, что он был таким средним? Вот моя теория: дело не в том, чем Даунтон похож на другие, великие, знаменитые, хорошо сделанные и расхваленные критикой сериалы, дело в том, чем он от них отличается.
Давайте начнем с самого очевидного недостатка сезона, с мелодрамы. Странные повороты сюжета всегда были в Даунтоне - в конце концов, в первом сезоне сногсшибательный турок умер в постели девственницы. Но инцидент с Памуком, при всей его дикости, был вплетен в ткань повествования - ни у какого события не было более далеко идущих последствий - в то время как большинство абсурдных сюжетных линий второго сезона были подняты и отброшены, как грязная рубашка в неубранной комнате, когда вы ищете чистую. Так случилось со слепым самоубийцей Томаса, коротким романом Эдит с женатым фермером (по которому было плохо понятно, женат ли он), с вышеупомянутым наследником с амнезией, и с магически испарившимся параличом Мэтью. У других сериалов бывают и более безумные сюжеты - если вы запишете сюжет "Breaking Bad", то все вышеперечисленное покажется вам вполне разумным - но никто не обращается с сюжетными линиями так небрежно, не бросает их в воду, чтобы проверить, выплывут ли они, или, скорее, не бросает их в воду, когда они уже утонули.
В наш век одержимости связным повествованием, Джулиан Феллоуз, создатель и сценарист Даунтона, кажется, регулярно пишет сюжетные арки, которые ему почти сразу же надоедают, но вместо того, чтобы их удалить, он их снимает. Женатый фермер, с которым целовалась Эдит, был скучным: один эпизод, и прощай, фермер. Мэтью, конечно, не мог остаться парализованным, но вместо того, чтобы излечить этот паралич как-нибудь реалистично, Феллоуз просто обозвал его "шоком". С одной стороны, это неряшливо. С другой - как это освежает! Разве не прекрасно, что нам не нужно устраивать кампанию в интернете и объяснять мистеру Феллоузу, что эта фигня с забинтованным канадцем губит сериал, - потому что он догадался об этом раньше нас? Более того, легкость, с которой эти сюжетные линии принимались и отбрасывались, также научила нас тому, как следует смотреть сериал. Да, эти повороты сюжета нас раздражали, но если для самого сериала они не имели значения, то нам-то что беспокоиться?
И тут стоит отметить, что, в том время как Даунтон продолжает почтенную традицию Джейн Остин - Айвори Мерчант, он также многим обязан Ист Энду. Британцы, в отличие от американцев, все еще любят и смотрят мыльные оперы, и не только те, что затянуты в корсет. У Даунтона могут быть все маркеры качественного телевидения и величественной Британии - декорации, костюмы, диалог, безупречное произношение и все эти душераздирающие акценты, - но он родом из страны, где аудитория все еще любит мыльные оперы и простое удовольствие узнавать, что будет дальше, даже если дальше - сплошная нелепица.
Главная сила Даунтона - на этом мыльном, "что-будет-дальше", "а-как-же-Мэри" уровне. Нам, американцам, для которых мыльные оперы теперь разыгрывают "реальные" люди, возможно, нужны были костюмы и акценты, чтобы преодолеть изначальное недоверие к форме, но у Даунтона в избытке и того, и другого. Даунтон - это шикарная, полу-историческая, парадная фантазия о симбиозе британских классов, и это тот самый троянский конь, в котором можно протащить в Америку грандиозное мыло, где богатые девушки сбегают с коммунистами, Мэри достается Мэтью, а бабушка всегда точно знает, что сказать.
И, к слову о бабушках, оглянитесь вокруг Даунтона. Есть кое-что, чего вы никогда там не увидите, и не только потому, что вдовствующая графиня этого не одобряет: антигерои. Их нет. Да, в Даунтоне есть люди с недостатками, но если Мэри Кроули - антигерой, то тогда и Элизабет Беннетт тоже. Томас и О'Брайен иногда могут быть милыми, но они злодеи старой школы. Не так давно. Мэтью Кроули стоили бы гривенник за пучок, но этот тип теперь не так часто появляется в сериалах, которые мы принимаем всерьез, и видеть его приятно. В Даунтоне нет мафиози-социопатов, которых мы любим неизвестно за что, или лживых и неверных красавцев, к которым нас так влечет, или обаятельных, но смертельно опасных торговцев наркотиками, или психованных учителей химии, или любых других "в чем-то хороших, но, пожалуй, ужасных" людей с кошмарными психологическими проблемами. Это история о милых людях с милыми недостатками, которые стараются делать как лучше. Это вселенная, в которой главный злодей - это бедная, недолюбленная Эдит. И, честно говоря, приятно - и очень освежает, - болеть за такое количество приличных людей. Дон Дрейпер и Стрингер Белл, вы люди, и ничто человеческое вам не чуждо, но если бы вы оказались в инвалидном кресле со сломанным пенисом, мы бы знали, что так вам и надо.
Даунтон - это не противоядие от дня сегодняшнего: джинсов и отвратительных манер, классовой борьбы и безработицы, неприкрытых амбиций и страха, что жизнь никогда не будет простой и понятной, а наше место в ней - ясным и определенным. Это противоядие от долгого и утомительного рабочего дня. Возвращайся скорее.
по-моему, автор описАлся и вместо «Эдит» хотел написать «Томас»
и со злодеями-антигероями как-то запутанно вышло. в реалиях сериала странно бы смотрелся какой-нибудь Мориарти. Томас и О'Брайен самое то. их, может, и показывали с хорошей стороны пару раз, но в целом люди очень неприятные. не знаю, что в них милого. не было бы Томасу от меня пощады, если б геем не был))
Я так понимаю, под "антигероем" понимается не противник главного героя. Если бы, например, граф изменял жене с горничными, закладывал драгоценности жены, чтобы расплатиться с карточными долгами и подделывал подпись своей матери на чеке, но при этом оставался бы главным героем и мы бы продолжали его любить - то это был бы антигерой.
ой, тогда извиняюсь)) я плохо запоминаю имена, и на середине второго сезона пока остановилась - что-то скучно мне) тем статья и заинтересовала) теперь вообще боюсь не досмотреть
ладно, что-то запутали меня эти градации)) для меня от кого больше всего проблем - тот и злодей)